Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения ВыключитьВключить Цвет сайта Ц Ц Ц X

Меню сайта

Категории раздела
ППО [3]
Диагностика [2]
Конспекты занятий [40]
Презентации для детей [16]
Проекты [2]
Консультации [42]
Методические объединения [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 123

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края



Суббота, 19.09.2020, 09:47
Главная » Статьи » Консультации

Особенности развития речи детей 3 года жизни

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Дети третьего года жизни способны четко артикулировать только самые простые для произношения звуки – эти звуки принято называть звуками раннего онтогенеза.

Гласные: А О У И        

Согласные: М Н П Б Т Д К Г Ф В Х

 (К, Г могут заменяться на Т, Д)

У некоторых детей на третьем  году  жизни появляются свистящие (не требовать их произношения).

Характерно общее смягчение речи.

Детям трудно произносить слова со стечением согласных.

СЛОВАРЬ

Пассивный словарь больше активного. В основном это предметы и объекты ближайшего окружения. К концу третьего года жизни дети умеют различать и называть:

-игрушки,

-мебель,

-одежду,

-посуду,

- близкие взрослые и дети,

-транспорт (машина, автобус),

-части автомобиля (кабина, руль, колесо, кузов),

-растения (дерево, трава, цветы),

-фрукты (яблоко, груша, банан),

-овощи (морковь, огурец, помидор),

-домашних животных (кошка, собака, курица, корова, свинья, утка) и их детенышей + некоторые дикие

 В речи ребенка ГЛАГОЛЫ, начинают появляться тогда, когда его движения становятся более разнообразными. Ребенок в этом возрасте способен изменять глаголы по лицам, наклонениям и числам. И к концу третьего года жизни должны появиться глаголы:

-состояния (спать, есть);

-действия (лепить, рисовать);

-глаголы с приставками (нарисовал, слепил);

-глаголы-антонимы (расстегнул-застегнул).

 Очень часто в возрасте с 2 – 3 лет дети, особенно мальчики, говорят о себе, путая мужской и женский род (На машине каталась – высказывание мальчика).

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ в своей речи дети используют еще мало.

Одними из первых в речи ребенка старше 2 лет появляются притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность вещи лицам мужского и женского пола (мамина сумка, папин ремень). Ребенок произносит эти прилагательные на свой манер «мами», «папи». На протяжении третьего года жизни малыш успешно осваивает качественные прилагательные: большой, маленький, горячий, вкусный, кислый, сладкий. Эти слова крайне важны для осуществления эффективного взаимодействия с окружающей средой.

При употреблении прилагательных детьми до 3 лет наблюдается смешение окончаний мужского. Женского и среднего рода; причем средний род усваивается в этом возрасте чрезвычайно трудно.

Появляются прилагательные, обозначающие ВЕЛИЧИНУ, ЦВЕТ, ФОРМУ, ВКУС. Только к 2,5 годам ребенок начинает согласовывать прилагательные с существительными, например, красное яблоко, синий мяч.

 А сейчас предлагаю поговорить о детях «говорунах» и «молчунах». Каждый ребенок индивидуален, и уже после года можно определить «молчун» он или «говорун».

 «Говоруны» отличаются повышенной активностью к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Говорить «говоруны», начинают намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, все остальное они сделают сами.Такие дети вызывают у родителей чувство гордости! Они демонстрируют своим знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности кажутся безграничными, с таким ребенком постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, ему рассказывают, показывают, ставят кассеты, читают сказки и т.д. И все он понимает, все с интересом слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но иногда такой ребенок почему–то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, что еще слабая неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, который обрушивается на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

«Молчуны» склонны к созерцанию. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо созревать. Они тяжело и медленно привыкают к переменам. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали. У таких детей затягивается период нарастания активного словаря. Они почти не пользуются словами, заменяя их жестами и мимикой. После периода молчания у «молчунов» появляется много новых слов, даже очень трудных для произношения.

                          Чем опасен такой путь развития речи? Когда активный словарный запас растет медленно, но относительно равномерно, то артикуляционный аппарат ребенка постепенно совершенствуется на простых по звуковому составу словах. А если малыш как бы вдруг начинает пользоваться сотней новых слов, то возможно появление многих дефектов звукопроизношения. Однако если «молчун» не заговорил к 3 – м годам немедленно обращайтесь к неврологу и логопеду.

Ребенок «молчун». Что делать?

Если по каким-то причинам вас не устраивает речь вашего ребенка, спросите себя:

1.                Достаточно ли вы говорите с вашим ребенком?

2.                Доступны ли ваши фразы для понимания малыша?

3.                Достаточно ли четко вы проговариваете слова, звуки, окончания, предлоги? Не торопитесь когда говорите?

4.                Сформирована ли потребность в общении у вашего ребенка?    

·        физические параметрыДля начала необходимо выяснить все ли в порядке в строении артикуляционного аппарата. Сейчас увеличивается количество детей с укороченной подъязычной связкой. Если ваш малыш не может поднять язычок к небу, то вам следует обратиться  за консультацией к хирургу – стоматологу.

 

Далее необходимо исключить вероятность глухоты или снижения слуха.

Даже при незначительном снижении слуха речевое развитие может значительно задерживаться.

На что обратить внимание:

- реагирует ли ребенок на шепотную речь;

- чтобы понять, что говорит взрослый, ребенок внимательно смотрит на его губы или поворачивается к говорящему одним боком (тем ухом, где более сохранен слух);

- ребенок говорит громче обычного.                       

 

·Если физические параметры в норме, тогда причиной отсутствия речи могут стать психологические факторы. Часто мамы и бабушки настолько хорошо понимают свое чадо и стараются предвосхитить все его желания, что ему попросту становится незачем говорить. Зачем говорить – и так все меня понимают (гиперопека).

·                        Другая причина – взрослые ограничиваются только называнием предметов. Родители ошибочно полагают, что стоить научить называть ребенка предметы, и он заговорит сам.

 

Говорите необходимо обо всем:

-Как называется предмет.

-Какой он.

-Для чего предназначен.

-Что вы с ним делаете

-Что может получиться после взаимодействия с этим предметом.

Озвучивайте свои действия и действия самого ребенка. Постарайтесь добиться от ребенка активного ответа: словом, жестом, мимикой. Помимо просьб:  «Покажи, где глазки у куколки?», «Дай пирамидку», «Принеси свои сапожки», «Сделай ладушки», должны звучать просьбы: «Скажи…», так как поручения,  предполагающие действие, не стимулируют ответ словом.

Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе: редкую, красиво оформленную, или простенькую, с нечеткими, бесцветными иллюстрациями. Очень часто родители берегут хорошие, красочные детские издания до лучших времен: ребенок маленький, может порвать, и потому начинают знакомство с тех, и которым и сами относятся без уважения. И потому перед ребенком наряду с кучей предметов появляется еще и груда измятых и изорванных книг, содержание которых вне поля зрения ребенка. Стоит ли удивляться, что малыш их не рассматривает.

Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите ее на видное, но недосягаемое место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием незаурядным и праздничным. Постепенно ребенок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых» занятиях, станет соучастником всех его дел. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать, без устали осваивать загадочно удивительный мир — мир прежде всего людей, а затем — предметов.

Так как речевые умения ребёнка ещё крайне ограничены и ему сложно повторить слово за взрослым, ребёнок изобретает слова сам. Таких слов собственного изобретения у малыша может быть много. Одним словом ребёнок может назвать сразу несколько предметов в зависимости от ситуации.

Взрослых умиляет лепет их чада, особенно дедушек, бабушек, тетушек. Они вдруг теряют способность разговаривать нормально и начинают коверкать слова – «сюсюкать».

Мне бы хотелось, чтобы вы объяснили людям, окружающим ребёнка, что во всем необходимо чувство меры. Намеренно искаженная речь очень вредна. Как правило, малыш, у которого много сюсюкающих нянек застревает на этапе суррогатной речи и как следствие – родители платят огромные деньги за занятия с логопедом.

Лучший способ общения с ребенком в данном возрасте – это дать ребенку возможность говорить доступным для него образом и в тоже время взрослый должен проговаривать слова так, как ребенок будет произносить их чуть позже, например: часы – «тик-так», спать – «бай-бай» и т.д. (О.Громова «Методика формирования начального детского лексикона»).

Многие родители стремятся, чтобы ребёнок скорей заговорил, пытаются дать ему словесный образец. Например: «Скажи – часы, скажи - …., скажи…» Подобные понукания, как правило, вызывают негативную реакцию. Ребенок должен сам захотеть сказать слово, а Вы должны создать для этого необходимые условия.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают – он капризничает. Выражает свое недовольство плачем и криком, отказывается что-либо делать, выражает протест, интенсивнее прибегает к жестам. Не в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. Проявление жестов говорит о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Не волнуйтесь: при появлении речи ребенок станет меньше жестикулировать.

А теперь мы с вами поговорим о том, как создать необходимую базу для развития речи.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для того чтобы ребенок говорил, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц и эти мышцы нужно тренировать. Для этого         и существует артикуляционная гимнастика. Даже если ребенок еще не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика  - это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом потоке.

Цель артикуляционной гимнастики – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что относится к органам артикуляции? (см. таблицу)

К органам артикуляции относятся: язык, губы, зубы и челюсти, твердое небо, мягкое небо, альвеолы.

Артикуляционная гимнастика является базой, основой для формирования звуков.

Наша с вами задача: целенаправленно и систематично развивать у детей артикуляторно – мимические движения. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика.

РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

Часто логопеды сталкиваются с тем, что постановка правильного звука затягивается из-за того, что ребенок не может сильно и правильно выдохнуть струю воздуха. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Научите ребенка правильно дышать, дуя на различные легкие предметы: ватный шарик, вертушку, кораблик на воде, подвешенный на нитку листик.

Предложенные ниже упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.

Дыхательные упражнения желательно выполнять перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики (1 -2 упражнения).

Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

 

 

Категория: Консультации | Добавил: svistova (29.06.2012)
Просмотров: 607 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020